Детский церебральный паралич

Слабые гены

Пока принято считать, что ДЦП – не наследственное заболевание, но есть наследственные механизмы, которые способны повлиять на его развитие. Тяжесть проявлений также может передаваться через гены. Речь о том, насколько вынослива нервная система, насколько она способна противостоять негативным факторам.

Ученые не сомневаются в том, что есть взаимосвязь между патологическим изменением нервной системы и развитием заболевания. Точно установлено, что есть гены, отвечающие за состояние ЦНС, ее работу. У 2% заболевших установлено, что ДЦП наследственное.

Могут ли сломанные ДНК спровоцировать ДЦП? Медики не исключают тот факт, что нарушение генов косвенно влияет на развитие паралича из-за сбоев работы ЦНС. Возможно, некоторые дети рождаются с генетической предрасположенностью к слабой нервной системе. Этим можно объяснить разное развитие детей при одинаковых патологиях (гипоксия плода, асфиксия, недоношенность). Одни дети развиваются нормально даже после подобных патологий, а у других в той или иной форме развивается детский паралич.

Ученые подчеркивают, что наследственная предрасположенность может быть связана с такими факторами:

  1. нарушается кровообращение тканей головного мозга;
  2. развивается расщепление позвоночника, наблюдаются бластоматозные процессы;
  3. истерия, заикание, нарколепсия, эпилепсия.

Все перечисленные проявления могут сопровождать ДЦП разной тяжести.

В британском медицинском журнале BMJ опубликованы результаты многолетних исследований, выявивших среди причин ДЦП и наследственные факторы. Ученые наблюдали за семьями, в которых кто-то страдал от данного заболевания. Установлено, что оно может передаваться через поколения. Если кто-то из близких страдает от паралича, риск, что дети в этой семье также столкнуться с ДЦП, возрастает в разы.

Норвежские ученые установили, что ДЦП случается в 2 случаях на каждую 1000 родов. Нередко заболевание ведет к инвалидности. У ребенка нарушается походка, движения, иногда страдает речь, мышление, память, могут появиться непроизвольные движения, развивается ригидность мускулатуры конечностей.

То, насколько затронуты функциональные возможности больного, зависит от тяжести заболевания. При тяжелых нарушениях пациент не способен передвигаться, у него заметны нарушения в интеллекте, может развиться слепота, эпилепсия.

Проблема в изучении ДЦП кроется в том, что диагностирование нервно-мышечных заболеваний – процесс трудоемкий. Не хватает современного оборудования, грамотных специалистов. Потому часто заболевания ЦНС, которые лишь похожи на паралич, относят к ДЦП.

ДЦП может быть связан с генетикой следующим образом: есть часть организма, которая генетически ослаблена. Тут могут пересекаться болезнь и наследственный фактор. А вот прямой связи между генами родителей и заболеванием ребенка не нашли. Также изучался вопрос, передается ли ДЦП по наследству от отца, матери? Не было выявлено, что пол больного родителя влияет на повышение или понижение риска заболеть. То, что кто-то из родителей страдает от паралича, увеличивает риск рождения больного ребенка. Впрочем, вероятность того, что ребенок родится с ДЦП, остается слишком низкой, потому родителям не стоит по этой причине отказываться от рождения малыша. Если же от заболевания страдают бабушка или дедушка, это и вовсе не влияет на то, родится ли малыш здоровым.

Симптомы ДЦП часто напоминают отдельные заболевания мышц, нервов, которые наследственно передаются. Сейчас нет доскональных параметров диагностики нервно-мышечных заболеваний. Это значительно усложняет постановку диагноза. Тем не менее, ДЦП во многом зависит от нарушения иммунохимических механизмов, которые контролируются генами. Ученые не прекращают искать поломанный ген, который может спровоцировать развитие ДЦП. Сейчас предстоит пройти достаточно долгий путь в решении этой проблемы. Полученные результаты сложно интерпретировать с точки зрения генетики, ведь ученые пока не определили, насколько предрасположенность нервной системы влияет на работу мозга.

Людям с выраженным ДЦП трудно устроить личную жизнь. Они редко бывают в обществе, зачастую знакомство возможно лишь с инвалидом. У таких пар редко рождаются дети. Если у здоровых пар дети появляются в 57% случаев, то у пар, столкнувшихся с подобным заболеванием – лишь в 10-11 %. Качество и продолжительность их жизни снижаются из-за сопутствующих заболеваний, нарушений деятельности мозга. Речь идет о синдроме, который развивается при тяжелых формах ДЦП. Больные с легкой формой могут дожить до глубокой старости.

Как вылечить недуг

Помните, что полностью избавиться от ДПЦ нельзя. Но если вовремя обратиться к специалисту и провести правильные меры, можно добиться отличных результатов и научить больного ребенка некоторым навыкам.

Зачем проводится терапия? Она направлена на:

  • стимуляцию малыша на получение новых навыков самообслуживания, движения;
  • снижение риска появления у малыша неправильных поз, искривлений позвоночного столба;
  • создание условий для нормального развития речи и психоэмоциональной деятельности.

Врачи выделяют несколько способов лечения недуга:

  1. Использование медикаментов. Назначают применение противосудорожных препаратов. Назначить их может только врач-эпилептолог, и используются они под его контролем. Дополнительно назначают применение расслабляющих лекарств: Диазепам, Баклофен. Данные препараты используются при появлении болезненных спазмов в мышцах.

Назначает препараты только врач, и выбор его зависит от тяжести и формы заболевания, от появившихся симптомов недуга.

  1. Применяют массаж и лечебную физкультуру. Если массаж будет проводить мать больного, то вначале она должна подобрать с врачом упражнения и изучить технику их проделывания. Если упражнения или массаж подобраны неверно, то состояние здоровья малыша может и ухудшиться.
  2. Осуществлять коррекцию неправильных поз. Часто у больного ребенка появляется тонус в мышцах, и это способствует вхождению его в неправильные позы. Это приводит к появлению необратимых последствий. Корректировать позы можно с помощью ношения лангеток, шин, валиков, щитов, бандажей, вертикализаторов.
  3. Использование хирургических методов коррекции. Для этого проводится операция на ахилловом сухожилии, на мышцах в области поясницы. Это способствует уменьшению спазмов.

Дополнительно применяют:

  • Физиотерапию. Она способствует уменьшению боли при появлении спазмов в мышцах.
  • Коррекцию нарушений речи. Для этого больного водят к логопеду.
  • Снятие социальной изоляции.
  • Иппо- и дельфинотерапию. Такие методы помогают улучшить речь, координацию движений и помогают детям быстрее адаптироваться к жизни.

Многие родители спрашивают врача о том, а кто лечит данный недуг? Лечение осуществляется неврологом, физиотерапевтом, врачом ЛФК, хирургом, логопедом, психологом.

Также не следует забывать о том, что во многих городах содержатся центры для реабилитации «особенных» малышей. В них есть специалисты, которые помогут ребенку полноценно реабилитироваться. С помощью опытных врачей и родных людей ребенок сможет освоить новые навыки, получить профессию, социализироваться  и стать полноправным членом общества. В настоящее время больных детей в такой клинике можно лечить как на бесплатной, так и на платной основе.

Классификация ДЦП

Известно 2 классификации заболевания. Одна основывается на возрасте ребенка, вторая на форме нарушения.

Классификация относительно возраста:

  1. Ранняя — симптомы заболевания проявляются до полугодовалого возраста малыша.
  2. Начальная остаточная — болезнь выявляется от 6 месяцев до 2 лет.
  3. Поздняя остаточная — диагноз ставится после 2 лет.

Классификация относительно форм ДЦП.

Спастическая тетраплегия

При спастической тетраплегии поражаются отделы мозга, отвечающие за двигательную активность. Чаще это происходит в перинатальном периоде из-за недостатка кислорода. Данный фактор являет причиной частичного отмирание нейронов и изменение строения нервной ткани. Болезнь проявляется:

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия — самый распространенный тип ДЦП, на его долю приходится 75% всех случаев заболевания. Выявляется чаще всего у детей, родившихся раньше срока.

Характерные признаки:

  • поражение нижних конечностей;
  • задержка умственного развития,
  • проблемы с психикой;
  • проблемы с речью (псевдобульбарный синдром).

Дети со спастической диплегией ДЦП успешно учатся вместе со сверстниками, живут в социуме. Они могут выполнять определенные виды работ.

Гемиплегическая форма

В этом случае чаще видны нарушения в движениях рук, но не ног. Причина появления гемиплегической формы паралича — кровоизлияния, инфаркты в головном мозге. Способность обучаться и осваивать социальные навыки у таких детей хорошая. При желании и усилиях ребенок выучится выполнять широкий ряд действий, но их скорость будет небольшой.

У детей, страдающих гемиплегической формой ДЦП, часто встречается задержка умственного, речевого развития, а также проблемы с психикой и эпилептические приступы.

Дискинетическая форма

Причина развития — гемолитическая болезнь новорожденных. Такие дети страдают от непроизвольных телодвижений, называемых гиперкинезами и дискинезами, проявляющимися во всех частях тела. Нарушения дополняются парезами и параличами. Положение рук, ног и туловища не является нормальным. Проявляется дискинетическая форма тягучими, червеобразными движениями с присутствием судорог и сокращений мышц.

Несмотря на подобное проявление, дети могут обучаться со сверстниками, не уступая им в интеллектуальных способностях. Им под силу окончить высшие учебные заведения и жить нормальной жизнью в социуме. Это форма представляет наиболее легкий вид ДЦП.

Атаксическая форма

Травмы лобных долей мозга, гипоксия — основные причины развития атаксической формы ДЦП. В этом случае часто встречаемым признаком является парез мышц гортани и голосовых связок, что отражается на голосе человека. У детей с этим нарушениям мышечный тонус более слабый, чем в других случаях. Также атаксическая форма характеризуется нарушением произвольных движений, дрожанием конечностей.

Люди, у которых диагностирована данная форма ДЦП, страдают умственной отсталостью. Несмотря на это, атаксическая форма паралича протекает мягко. При правильном подходе к лечению ребенок может научиться стоять и ходить.

Варианты ДЦП

Смешанная форма

Когда у больного присутствуют симптомы двух и более форм, диагностируется смешанная форма ДЦП. При этом нарушаются различные структуры головного мозга. Более распространенные сочетания — спастическая и дискинетическая форма ДЦП, гемиплегическая и спастическая.

Нужно отметить, что у новорожденных детей тяжело сразу достоверно определить форму ДЦП. Характерные признаки того или иного вида заболевания выявляются лишь к тому моменту, когда малыш дорастает до 6 месяцев.

3 стадии ДЦП

  1. Ранняя — до 4х месячного возраста ребенка. Характерно тяжелое состояние больного, проблемы с дыханием, судороги. Однако конкретный вид нарушения определить трудно.
  2. Начальная хронически-резидуальная — при спастических формах заболевания с 5ти месячного возраста до 3–4 лет ребенка формируется мышечная гипертония стойкого характера. Часто в это время можно выявить форму заболевания и степень его тяжести.
  3. Поздняя резидуальная стадия — на этой стадии можно четко выявить форму недуга. Движения часто повторяются.

Комплексное ортезирование при реабилитации больных детским церебральным параличом

Характерными признаками ДЦП являются нарушение двигательной активности с последующим развитием порочных установок, а в дальнейшем контрактур и деформаций крупных суставов конечностей и позвоночника, поэтому своевременное и адекватное ортезирование является важным, если не определяющим условием для успешной реабилитации больных ДЦП.

При назначении реабилитационных мероприятий, следует иметь в виду, что в своем развитии больной ребенок должен последовательно пройти все этапы присущие ребенку здоровому, а именно: сидеть (с опорой на руки и без нее), вставать и садиться, стоять с опорой и только после этого ходить: сначала с опорой, а потом и без нее.

Недопустимо пропускать какой — либо из этих этапов, а также проводить реабилитационные мероприятия без ортопедического сопровождения. Это приводит к нарастанию ортопедических деформаций, у больного формируется устойчивая порочная поза и стереотип движения, что способствует развитию сопутствующих ортопедических патологий.

При этом ортезирование на всех этапах развития пациента не только предохраняет его от формирования или прогрессирования порочных установок и обеспечивает сохранность крупных суставов, но и способствует более быстрому и качественному прохождению текущего этапа.

Следует отметить, что верхние конечности, которым при реабилитации как правило, уделяют мало внимания, так же играют важную роль в жизнеобеспечении пациента, т. к. выполняют опорную и балансирующую функции

Поэтому ортезирование верхних конечностей не менее важно, чем ортезироване нижних и позвоночника

При назначении ортопедических изделий следует иметь в виду, что показанное ортопедическое изделие должно выполнять поставленную задачу. В частности аппарат для разведения бедер S.W.A.S.H. не может быть использован для ходьбы, т.к. данная конструкция не позволяет делать это правильно и без вреда для тазобедренных суставов. Также для ходьбы не следует использовать аппараты на нижнюю конечность с замковыми шарнирами в тазобедренных и коленных суставах одновременно. Применение различных нагрузочных устройств без ортезирования крупных суставов так же недопустимо, т.к. при этом происходит мышечного каркаса с порочными установками суставов, что в дальнейшем усугубляет ортопедические патологии.

Почему рождаются дети с ДЦП – причины

Согласно современным научным данным ДЦП возникает из-за патологического воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка. В результате неправильно формируются либо полностью разрушаются отдельные участки мозга. Действовать эти факторы могут в перинатальном периоде (до появления ребенка на свет) или в первые четыре недели его жизни после родов. Самый опасный провокатор заболевания – гипоксия.

При ее развитии страдают участки мозга, отвечающие за обеспечение двигательно-рефлекторных механизмов и поддержание равновесия. Тогда наблюдаются типичные для ДЦП параличи, парезы, расстройства мышечного тонуса, непроизвольные двигательные акты.

В период внутриутробного развития на состоянии плода могут отразиться следующие патологические состояния:

  • инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис);
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • токсикоз;
  • нефропатия;
  • угроза прерывания беременности;
  • резус конфликт матери и плода;
  • перенесенные женщиной в период беременности физические травмы;
  • соматические заболевания беременной (гипотиреоз, сахарный диабет, приобретенные/врожденные пороки сердца, гипертония).

Факторы риска развития детского церебрального паралича

Риск рождения ребенка с ДЦП повышается при:

  • стремительных родах;
  • тазовом предлежании плода;
  • узком тазу матери;
  • крупном плоде;
  • затяжных родах;
  • интенсивной родовой деятельности;
  • продолжительном безводном периоде, предшествующем родам;
  • дискоординированной родовой деятельности.

В единичных случаях причиной ДЦП у детей является родовая травма.

В послеродовый период риск развития церебрального паралича у новорожденных увеличивается при:

  • гемолитической болезни ребенка (происходит токсическое поражение головного мозга по причине иммунологического конфликта матери и плода, несовместимости групп крови);
  • асфиксии (может быть обусловлена патологиями, имевшими место во время беременности, пороками развития легких, аспирацией околоплодных вод).

Лучшие врачи по лечению ДЦП (детского церебрального паралича)

9.8

Невролог

Гадаборшева Тамара Магомедовна

Медцентр Медквадрат на Каширском ш.

г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1

8 (499) 519-35-25

8.8

Невролог

Селиверстова Марина Ивановна

Клиника здорового позвоночника Здравствуй!

г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

8 (499) 519-34-63

9.7

Бегашева Ольга Ивановна

Кандидат медицинских наук

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

8 (495) 185-01-01

8.8

Бабенко Михаил Федорович

ABC медицина на 1905 года

г. Москва, ул. 1905 года, д. 17

Клиника ЦК

г. Москва, ул. Кадырова, 4 корпус 1

8 (499) 519-36-05

8 (499) 116-80-75

9.5

Мененкова Елена Юрьевна

Кандидат медицинских наук

Поликлиника №5 на Плющихе

г. Москва, ул. Плющиха, 14

8 (495) 185-01-01

8.2

Хайбуллаев Гамзат Хайбуллаевич

Клиника Московский доктор

г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 5

Медицинский центр Президент-Мед на Коломенской

г. Москва, ул. Якорная, д.7, корп.1

8 (499) 969-26-27

8 (495) 185-01-01

8.6

Ковшов Павел Александрович

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

8 (495) 185-01-01

9.6

Гаджиев Мурад Икрамович

Медицинский центр МедФорд на ул. Авиамоторная

г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 4, корп. 3

8 (499) 519-35-18

9.8

Шокаев Батыр Залимханович

Медцентр Медквадрат на Воротынской

г. Москва, ул. Воротынская, д. 4

8 (499) 519-35-25

10

Сафиуллина Аделия Юрьевна

Кандидат медицинских наук

Клиника Доктор АС на Рубцовской набережной

г. Москва, Рубцовская наб., д. 2, корп. 3

8 (499) 519-39-95

Особенности детей с ДЦП

Развитие ребёнка осложнено невозможностью или трудностью в сложных движениях, что снижает скорость развития, самостоятельность, социальную адаптацию. Хотя интеллект обычно не изменён, поведение и психика часто отличается от сверстников. Мышление опережает физические возможности, что в итоге может привести к сложностям в обучении, запоминании.

Поведение обычно относится к одной из двух групп. Одна часть детей становится застенчивыми, стеснительными, осознавая своё несоответствие обществу и стесняясь общения со здоровыми людьми. На контакт идут с трудом, пассивны, закрыты.

Другие дети по тем же причинам становятся агрессивными, раздражительными, настроение может резко меняться.

Во время воспитания ребёнка с ДЦП важно в общении как можно меньше внимания обращать на заболевание

Нужно помогать ребёнку повышать самооценку, не акцентировать своё и его внимание на диагнозе, давать больше возможностей общаться с людьми (взрослыми, сверстниками, такими же детьми)

Обучение ребёнка нужно проводить в соответствии с его возможностями и готовностью обучаться. При лёгких и средних по тяжести формах крайне желательно прибегать к помощи инклюзивных общеобразовательных учреждений, где ребёнок сможет учиться в группе или классе с другими детьми.

Часто важно обращаться за помощью к психологам, которые обязательно есть в специализированных реабилитационных центрах

Что могут сделать родители?

Распознать ДЦП на первом году жизни нелегко, поскольку его симптомы часто становятся очевидны позже. Однако своевременно поставить диагноз — значит вовремя начать лечение и значительно облегчить дальнейшую жизнь больного малыша.

Если ваша беременность протекала неблагополучно, если вы знаете, что ваш ребенок перенес осложнения во время родов или в первые дни жизни, очень важно регулярно показывать его педиатру и невропатологу. Если что-то настораживает вас и врачей, осмотры могут проводиться ежемесячно, чтобы создавалась цельная картина его развития

Часто бывает так, что именно родители, на глазах которых проходит жизнь малыша, подвигают участкового педиатра на более тщательное наблюдение.

Инна Д.:Многие мамы детей с ДЦП, попав в такую беду, замыкаются в своей раковине, начинают комплексовать. А ведь нужно, наоборот, идти к людям. Я этого вначале не понимала. Пока моему сыну не исполнилось 2 года, я ни с кем из других мамочек не гуляла, все время была одна. А потом во мне что-то перегорело, отношение к себе и собственной жизни изменилось. Теперь я выхожу во двор, вокруг моего ребенка играют здоровые дети, которые поначалу несколько сторонились его. А теперь ему рады, с ним обходятся совершенно нормально, хотя он и отличается от них. А он видит других детей и хочет все делать так же, как и они, тянется за ними. Если же начинаешь стыдиться себя и своего ребенка — к тебе и окружающие будут относиться соответствующим образом. Нужно научиться с этим жить и быть счастливым.

Наташа Е.:Я отношусь к своему ребенку так, как будто он здоров. Может, со стороны это и чудно кажется, но я стараюсь не зацикливаться на здоровье своего сына. Я пытаюсь проводить с ним столько времени, чтобы, с одной стороны, дать ему все от меня зависящее, а с другой стороны, чтобы не чувствовать себя оторванной от жизни. Мы много времени уделяем занятиям в различных центрах по реабилитации детей, в которых разные методики дополняют друг друга. В то же время, хоть мой сын и домашний, а не детсадовский ребенок, я нашла возможность два раза в неделю ходить на работу. Это нужно именно мне, ведь по характеру я непоседа. Я не представляю себя все время сидящей дома. И я сейчас по-своему счастлива. Другой жизни для себя я не представляю. Сложись все иначе — что ж, наша с сыном жизнь была бы другой, но как сложилось, так и сложилось. Мы часто шутим, что, когда в магазине выдавали детей, мне достался самый лучший…

Конечно же, родители самостоятельно не смогут поставить диагноз. Тем не менее напомним о некоторых симптомах, которые могут свидетельствовать о неполадках в работе центральной нервной системы ребенка:

  • Существует определенная последовательность появления у грудных детей двигательных навыков. Так, например, к месяцу-полутора в положении лежа на животе ребенок должен устойчиво держать поднятой голову. Задержка в появлении двигательных навыков у ребенка и значительное отставание речевого развития являются серьезным поводом для беспокойства. Всем родителям можно порекомендовать вести дневник развития своего ребенка, в котором будут отмечаться главные достижения малыша (первая улыбка, держание головы, переворачивание, гуление, первый зуб и пр.).
  • Есть группа безусловных рефлексов, которые проявляются у ребенка после рождения, а затем постепенно угасают. Их так и называют — рефлексы новорожденных. Например, ладонно-ротовой рефлекс (при надавливании на ладошки новорожденного тот открывает рот) или рефлекс автоматической ходьбы (малыша, опирающегося на ножки, немного наклоняют вперед, и он делает шаговые движения). Как правило, эти рефлексы исчезают в 1 -2 месяца. Если они остаются до 4-6 месяцев, то следует подумать о нарушении работы центральной нервной системы.
  • Отсутствие интереса к игрушкам (обычно ребенок начинает тянуться к ним примерно с 4 месяцев).
  • Глазодвигательные нарушения, например выраженное косоглазие.
  • Ребенок на какое-то время замирает в какой-либо позе или совершает непроизвольные движения, кивки головой.
  • Ребенок не проявляет интереса к контакту с матерью, как результат этого — ранний отказ от кормления грудью.

Обнаружив эти симптомы, обязательно сообщите о них врачу.

У взрослых

На сегодняшний день в связи с инновационными методиками реабилитации, развитием  вспомогательных технологий, совершенствованием медицинского лечения, обслуживания и обучения от 65 до 95% детей, страдающих ДЦП, адаптированы в обществе, и ведут нормальную взрослую жизнь. Но при этом у этих пациентов возникают определенные медицинские и функциональные проблемы:

  • преждевременное старение, связанное с высокой нагрузкой на все органы и системы (сердце, сосуды, выделительные органы, бронхолегочную систему) на фоне частых гормональных дисбалансов, что и приводит к преждевременному старению этих систем;
  • депрессия;

функциональные проблемы на работе;

  • артроз, дегенеративный артрит и различные синдромы, обусловленные спазмом или слабостью мышц;
  • болевой синдром;
  • гипертония, дисфункция мочевого пузыря, функциональные нарушения работы пищеварительной системы;
  • судорожный синдром – симптоматическая эпилепсия при ДЦП.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации